banner

На пути к реформе автошкол

i225198-contentImage1_1-original

«Министерство внутренних дел России начинает реформу автошкол», — об этом в одном из своих выступлений заявил первый заместитель министра внутренних дел РФ А. Чекалин. Процесс сдачи экзаменов на право управления автомобилем будет усложнен, поменяется схема аттестации будущих водителей, увеличится количество часов обучение как по практике, так и по теории. Изменение процедуры экзамена, его фиксирование на видеокамеру и прохождение на автоматизированных автодромах поможет избежать субъективности в оценке. Сама подготовка будет двухуровневой.

Первый уровень для получения прав с целью занятия водительской деятельностью на профессиональной основе, выполнения коммерческих перевозок или работы по найму, второй – просто для получения удостоверения. Появится возможность учиться водить машину с автоматической коробкой переключения передач. При этом в правах будет делаться специальная пометка, что водитель может управлять только таким автомобилем. Введение дополнительных предметов предусматривает и включение психологических дисциплин, связанных с особенностями психофизиологического состояния водителей. Для изучения правил дорожного движения каждая автошкола будет обязана установить в классах компьютеры. Предложено разработать программы подготовки и переподготовки преподавательского состава. Заместитель министра сообщил, что также планируется пересмотреть условия лицензирования автошкол и предусмотреть возможность ГАИ контролировать деятельность этих учреждений. Внедрение изменений обусловлено резким ростом числа аварий и недобросовестной подготовки водителей в тех автошколах, которые заботятся только о своей прибыли.

Каково же мнение руководителей автошкол по поводу данной реформы: к чему она приведет, улучшится ли качество обучения, уменьшится ли число аварий на дорогах? На эти и другие вопросы отвечает директор Ростовского учебно-курсового комбината автомобильного транспорта Арутюнов Рубен Лукьянович:«Прежде всего, хотелось бы отметить, что сегодняшняя программа обучения водительских кадров во многом устарела и требует определенных изменений. Но очень важно не переусердствовать, необходимо понять, насколько эффективной станет такая глобальная реформа. Не думаю, что резкое увеличение часов по практике приведет к заметным положительным результатам. Максимум их можно увеличить примерно в два раза, но не больше. Ведь в любом случае в автошколе человек получает лишь первоначальные навыки управления автомобилем, необходимые рефлексы вырабатываются лишь с практикой. Поэтому, думается, целесообразнее было бы выдавать вначале временное водительское удостоверение, например, на полгода, после чего установить курсы повышения квалификации (10-15 часов) на которых будут выявлены и устранены все недочеты, ошибки. Если за этот период есть нарушения, аварии, то требования к водителю должны ужесточиться. Завершительный этап — экзамен в ГИБДД на получение уже постоянного водительского удостоверения. Ведь сегодня число желающих получить ВУ растет с каждым днем: если раньше этот процесс был более упорядочен, то сейчас учиться идут все подряд, независимо от того, пересядут ли они сразу после окончания курсов на автомобиль или нет. А это очень важно, нельзя делать паузу в отработке навыка вождения: необходимо ежедневно практиковаться, набираться опыта, полученные знания требуют незамедлительного применения, иначе постепенно они буду стираться. Что же касается теории, она требует, может быть, некоторых доработок, но, в общем, объем теоретических часов достаточен.Не думаю, что изменение порядка сдачи экзаменов в ГИБДД, автоматизация автодромов, видеонаблюдение и т.п. кардинально отразятся на качестве обучения и уменьшении аварийности на дорогах. Подобные экзамены служат фильтром, основную работу по воспитанию кандидата в водители осуществляет автошкола: именно те базовые знания, которые она дает, должны стать залогом безопасности. Если ученик добросовестно занимался, постиг основы управления автомобилем, то это будет видно и без видеокамеры. Как на реформу отреагируют сами учебные заведения? Думается, отсеивание произойдет естественным путем: выживет тот, кто работает добросовестно, не ориентируясь только на получение прибыли. Должен ужесточиться и контроль над деятельностью автошкол, особенно стоит обратить внимание на наличие собственного автодрома, что является обязательным. К сожалению, мы видим, что очень маленький процент подобных учреждений имеет специально оборудованные площадки для отработки практических часов, тем не менее они продолжают функционировать. Введение двухуровневой подготовки и расширение категорий, по моему мнению, повысит качество обучения кадров. Такая система поможет кандидату в водители четко определить свою цель управления автомобилем и уже, исходя из нее, будет выбираться программа, учебная машина (легковая, легковая с прицепом, грузовая и т.д.) именно та, которая точно соответствует будущей деятельности, образу жизни. Для примера, возьмем категорию «Д», позволяющую управлять автобусами с количеством пассажиров 9 и более, но ведь автобусы малой вместимости и большей требуют различных навыков, водителю, управляющему 18-метровой машиной, будет сложно переключиться на транспорт с другими габаритами. Разделение же категории, скажем, на «Д» и «Д1» уже поможет упорядочить эту иерархию и т.д. Но опять же, все должно быть в меру. Главным же фактором обеспечения безопасности на дорогах является индивидуальное стремление каждого участника дорожного движения. Тот, кто понимает, что автомобиль – это повышенный источник опасности, и так, без принуждения, будет изучать правила, отрабатывать практические часы на специальных площадках и стремиться к постоянному совершенствованию навыка вождения!»

Зайцева Елена, журнал «Автошкола профи», № 7-8 июль-август 2007 г.

Об авторе

Похожие записи

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *