banner

Конференция автошкол

teach

КОНФЕРЕНЦИЯ АВТОШКОЛ В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ

С 1 января 2009 г. введены в действия Примерные программы подготовки водителей транспортных средств категорий «А», «В», «В,С», «С», «D», «ВЕ», «СЕ», «DЕ»; с 1 февраля 2009 г. — примерные программы переподготовки водителей транспортных средств с категории «С» на «D», с «D» на «В», с «В» на «D», с «В» на «С», с «D» на «С», с «С» на «В»; а с 1 июля 2009 г. вступят в силу «Требования к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств различных категорий, по их оснащению техническими средствами, а также Требования к квалификации педагогических кадров».

Именно этим изменениям в законодательной базе была посвящена Конференция автошкол Ростова-на-Дону и Ростовской области, которая состоялась 3 апреля в Министерстве общего и профессионального образования РО.

На конференции присутствовали руководители автошкол, представители Министерства образования, ГИБДД и другие официальные лица.

Открыла конференцию Панасенко Ирина Михайловна – главный специалист отдела по надзору в сфере образования — всех поприветствовав, она обозначила тему совещания и передала слово  Е.Я. Рою – начальнику отдела по надзору в сфере образования.

Евгений Яковлевич отметил, что положительную роль в улучшении качества организации учебного процесса и общей системе образования играет процесс укрупнения, объединения. Поэтому созданное в Ростове-на-Дону Представительство «Федерации объединений автошкол России» поможет выработать надзорным органам единую стратегию контроля над образовательным процессом автошкол. Также Рой рассказал о создании в регионах службы в сфере контроля за образованием, которая будет работать по трем направлениям: лицензирование, проверки, надзор.

Ирина Михайловна продолжила конференцию, перечислив основные документы, касающиеся непосредственно подготовки водителей ТС: «каждый руководитель обязан быть юридически грамотным, нормативно-правовую базу своей сферы необходимо знать, постоянно изучать, отслеживать изменения. Для этого неотъемлемой частью должна стать работа с Интернет-ресурсами, электронными носителями».

Итак, главными документами нормативно-правовой базы в сфере подготовки водительских кадров являются:

— закон РФ «Об образовании» (с изменениями 24 апреля 2008 г.);

— постановление Правительства Российской Федерации (от 18 октября 2000 г. N 796) «О лицензировании образовательной деятельности»;

— постановление правительства РФ (от 20 февраля 2007 г. № 116) «Об утверждении правил осуществления контроля и надзора в сфере образования»;

— приказы Министерства образования науки РФ о введении в действие примерных Программ подготовки и переподготовки водителей транспортных средств различных категорий;

— письмо Министерства образования науки РФ от 1 декабря 2008 г. N ИК-2001/03 «О переходе на новые программы подготовки водителей транспортных средств»;

— письмо Министерства образования науки РФ N 13/5-255, ИК-2218/03 от 30.12.2008 «О требованиях к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств»;

   — Информационное письмо образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку (переподготовку) водителей транспортных средств в Ростовой области.

Особое внимание Ирина Михайловна призвала обратить на статьи 12, 13, 14, 18, 21, 26 — постановления Правительства Российской Федерации (от 18 октября 2000 г. N 796) «О лицензировании образовательной деятельности», где говорится о документах, предоставляемых на лицензирование, работе экспертной комиссии, сроках рассмотрения заявления, принятия решения о выдаче лицензии. Срок рассмотрения заявления о выдаче лицензии и создания экспертной комиссии не может превышать 20 дней со дня регистрации заявления со всеми необходимыми документами. Экспертиза проводится в течение 30 дней с даты создания экспертной комиссии. По результатам экспертизы подготавливается заключение, которое подписывают председатель и члены экспертной комиссии. Решение лицензирующего органа о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в срок не более 60 дней со дня регистрации заявления.  Лицензия выдается не менее чем на 3 года. По заявлению соискателя лицензии она может быть выдана на меньший срок. При реорганизации, связанной с изменением организационно-правовой формы, статуса образовательного учреждения, или его ликвидации лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной.

 В постановлении правительства РФ (от 20 февраля 2007 г. № 116) «Об утверждении правил осуществления контроля и надзора в сфере образования» в ст.5  говорится о контроле и надзоре в сфере образования, который осуществляется путем а) проведения выездных (инспекционных) и камеральных проверок, включающих в себя рассмотрение документов, экспертизу качества образования, проведение при необходимости тестирования обучающихся и воспитанников образовательных организаций; б) анализа причин возникновения нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, организации и ведения мониторинга исполнения законодательства Российской Федерации в области образования; в) воздействия на нарушителей законодательства Российской Федерации в области образования.

Панасенко И.М. также раскрыла общие замечания, которые были сделаны после проведения проверок Министерством образования автошкол Ростова-на-Дону и Ростовской области в 2008 году:

 — учебные площадки не отвечают современным требованиям;

— учебно-материальная база требует обновления;

— отсутствуют тренажеры;

— недостаточный уровень профессионализма кадрового состава;

— отсутствие информационных ресурсов.

 Нельзя забывать, что педагоги один раз в пять лет обязаны повышать квалификацию, мастера производственного обучения должны иметь образования не ниже среднего и иметь стаж вождения не менее трех лет. «Хотя мне сложно понять, — отмечает Ирина Михайловна, — как человек, закончив 10 классов школы со стажем управления автомобилем три года, может спокойно приступать к такой ответственной должности как инструктор!»

По словам И.М. Панасенко, рекомендательный характер носит Информационное письмо образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку (переподготовку) водителей транспортных средств в Ростовой области, разработанное Минобразованием и ГИБДД РО, но этот документ ответит на многие вопросы, возникающие у руководителей автошкол, ведь в нем четко обозначены: требования к учебно-материальной базе, педагогическим работникам, организации учебного процесса, указан порядок взаимодействия образовательных учреждений с ГИБДД ГУВД. Важно обратить внимание и на Приложения к письму, где даны образцы учебной документации:

1. Примерный договор на оказание платных образовательных услуг.

2. 3аключение Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

3. Журнал учета занятий по подготовке водителей транспортных средств категории «В».

4. Путевой лист учебного автомобиля.

5. Карточка учета вождения на автотренажере и легковом автомобиле.

6. График очередности обучения вождению автомобиля.

7. Приказ о создании учебной группы.

8. Приказ о выпуске учебной группы.

9. Экзаменационный протокол.

10. Методические рекомендации по оборудованию автодрома.

В конце Информационного письма предоставлен перечень учебных материалов для подготовки водителей транспортного средства категорий «А», «В», «В,С», «ВЕ», «СЕ», «D» и «DЕ» и расчет потребности в автотранспортных средствах для обеспечения учебного процесса.

Конференцию продолжил представитель ДОСААФ. Практическое исполнение новых примерных Программ и Требований вызывает много спорных вопросов по поводу:

— аппаратно-программных комплексов тестирования и развития психофизиологических качеств;-  учебных транспортных средств, оснащенных аппаратно-программным комплексом, обеспечивающим аудио-видеонаблюдение;

— закрытых площадок для первоначального обучения вождению.

Новые примерные Программы и Требования противоречат некоторым пунктам закона «Об образовании», касающиеся выбора систем оценок, предельное количество учащихся в группе, компетентность образовательного учреждения, образцы свидетельств об окончании автошколы.   Много непонятных моментов проявляется при рассмотрении требований к АПК тестирования и развития психофизических качеств: методика обучения, условия для производителя, контроль, что делать, когда ученик отказывается пройти тестирование и др.

Условия оснащенности аппаратно-программным комплексом также неоднозначны: что делать, если автомобиль приобретен в кредите или ученик отказывается от ведения видеонаблюдения, считать ли состоявшимся экзамен, если система вдруг вышла из строя в процесса его сдачи, каковы критерии для производителя, как хранить и использовать материал и др.

Спорные моменты обнаруживаются и в требованиях к оснащенности автодрома: методика измерения коэффициента сцепления колес с дорожным покрытием, как обустроить ж/д переезд и др.

Алексей Васильевич Токин (представитель ГИБДД) немного успокоил присутствующих и заверил, что все технические требования к аппаратно-программным комплексам тестирования и развития психофизиологических качеств водителя, оборудованию учебных ТС уже разработаны и сейчас утверждаются федеральным органом управления Госавтоинспекции.

Были озвучены и печальные цифры статистики пострадавших, погибших в ДТП, сдавших экзамен в МРЭО на водительское удостоверение с первого раза, а также количество аварий, совершенных по вине начинающих водителей и водителей со стажем до трех лет.

В продолжение темы, о создании в Ростове-на-Дону Представительства «Федерации объединений автошкол России» рассказал руководитель Представительства директор Ростовского учебно-курсового комбината автомобильного транспорта Рубен Лукьянович Арутюнов. Федерация была создана в Москве под эгидой Департамента ОБДД МВД России. В состав Федерации входит Российская ассоциация профессионального транспортного образования, которая осуществляет непосредственную работу с автошколами. Федерация предоставляет возможность вхождения в состав Ассоциации автошколам Ростовской области.

Открытие региональных Представительств, объединение автошкол, поможет выработать единую систему работы, создаст определенную защищенность и повысит уровень самоконтроля за исполнением соответствующих требований, законодательных актов. Ведь задачами Представительства является: содействие и представление интересов автошкол в органах государственной власти и иных организациях; установление   правил   и   стандартов   взаимодействия   при   осуществлении деятельности автошкол, а также осуществление контроля за их исполнением; участие в формировании, разработке организационно-методических, нормативных и   иных   документов,    определяющих   организацию    подготовки   водителей автотранспортных средств на региональном уровне; пропаганда требований безопасности дорожного движения и совершенствования системы подготовки водителей.

В рамках реализации задач Представительство осуществляет следующие виды деятельности: участие в разработке нормативно-правовой документации; оказание юридической поддержки и консультативной помощи; обеспечение автошкол Ростовской области учебно-методическими материалами, бланочной документацией; содействие в рекламном и информационном обеспечении и др.

В заключение конференции Панасенко подвела итоги и призвала руководителей образовательных учреждений, осуществляющих подготовку водителей автотранспортных средств, принять меры по выполнению всех требований, обозначенных в соответствующих документах; по обеспечению оснащенности оперативной связью, компьютерами, Интернетом.

Ирина Михайловна посоветовала вступать в сообщества, профессиональные объединения, так как это позволяет во многом облегчить и оптимизировать диалог автошкол с вышестоящими, надзорными органами. Развитие практики проведения Конкурсов на лучшего инструктора в Ростовской области также помогает повысить уровень данной образовательной ниши.

 «Качество подготовки водителей, — заверила Ирина Михайловна, — всегда будет на должном уровне, если Вы, руководители, начнете пропускать организуемый процесс обучения, в первую очередь, через свою душу и сердце, если хоть на минуту задумаетесь, что Ваши близкие, дети и внуки тоже переходят дорогу, садятся за руль»…

                          пресс-секретарь РУКК АТ  Елена Зайцева

Об авторе

Похожие записи

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *