banner

Классические традиции подготовки водителей

prep-04-b

НАША ИСТОРИЯ

История комбината связана с началом 20-х годов прошлого века, когда в стране была провозглашена программа по подготовке рабочих кадров для заводов и фабрик. В крупных городах, в том числе и в Ростове-на-Дону, начали создаваться соответственные учебные пункты при «Госцентрбюро» (ГЦБ), которые должны были готовить кочегаров, машинистов паровых машин, холодильных установок, газоэлектросварщиков и другие специальности. Ростовский пункт реорганизовался в «Кавказское отделение ГЦО». Его директором становится Петр Степанович Брусс. С 1934 года на систему были возложены и автомобильные кадры: начала развиваться сеть по подготовке шоферов 1-го,2-го и 3-го классов, завгаров, автомехаников. В связи с этим, система ГЦБ была реорганизована в трест «Трансэнергокадры». В 1937 году правительство принимает решение строительства специальных зданий для автошкол на 800—1000 учащихся. Так, в 1941 году в Ростове-на-Дону по адресу: 29 линия, 46 появилось подобное учреждение (сегодня на этом месте расположен Автотранспортный колледж).

Начало Великой Отечественной войны изменило жизнь людей. Все силы направлялись на общую победу, разгром врага. Когда город попал под оккупацию немецко-фашистских захватчиков, автошколу пришлось эвакуировать в глубь страны. В феврале 1943 года Ростов-на-Дону был освобожден от оккупантов, постепенно начала налаживаться мирная жизнь, восстанавливались предприятия, учебные заведения, и, в частности, принимались меры по возобновлению деятельности учкомбината. За ним закрепилось новое здание, расположенное на 29 линии, 49 (старое же — в годы войны сгорело). Здесь обосновалась и автошкола, и аппарат управления учкомбината. В 1949—50 годы из его подчинения вышли автошколы Краснодара, Ставрополя, Сочи, границы деятельности сузились до территории Ростовской области. В 1954 — комбинат превратился в организацию по подготовке только автомобильных и дорожных кадров, а через 14 лет (в связи с разделением Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог на два самостоятельных Министерства) от него отошел Каменский учкомбинат. В 1984 году Ростовский учебный комбинат переименовали в Ростовский областной учебно-курсовой комбинат (ОУКК), в который так же входят Шахтинский, Таганрогский, Волгодонский УКК и 9 учебно-курсовых пунктов (Новочеркасск, Красный Сулин, Каменск, Миллерово, Азов и др.). Для предприятий Минавтотранса и других ведомств в течение одиннадцатой пятилетки Ростовский ОУКК подготовил 21689 специалистов автодела различного профиля. За высокие показатели работы он не раз награждался дипломами и денежными премиями. Конечно, подобные успехи были результатом кропотливого, упорного труда директоров и работников, среди которых нельзя не отметить: ветеранов ВОВ и труда П. И. Фоменко, П. С. Брусса, Б. И. Зайцева, Я. П. Сердюченко; сотрудников Н. В. Мирошниченко, А. П. Мельникова и др. Благодаря им комбинат справился с бытовыми проблемами, военными, послевоенными невзгодами и уверенно стал на ноги.

С 1991 года Ростовский ОУКК был переименован в Ростовский учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта (РУККАТ). В различные периоды он находился под управлением: Н. И. Тищенко, И. Н. Борякиной, а с 2003 года директором РУККАТ становится Арутюнов Рубен Лукьянович.

РУККАТ СЕГОДНЯ

Будучи Федеральным государственным учреждением под учредительством Федерального дорожного агентства, РУККАТ — мощный центр обучения, воспитания; незаменимое звено в общероссийском процессе качественной подготовки водительских кадров. Статус «начального профессионального образования» позволяет комбинату, используя мощную материально-техническую базу, осуществлять образовательную деятельность по следующим направлениям и специальностям: профессиональная подготовка и переподготовка водителей транспортных средств категории «В», «В,С», «Д», «Е»; водитель трамвая, троллейбуса. Помимо этого РУККАТ предоставляет дополнительные образовательные услуги по подготовке водителей для работы на газобаллонных автомобилях, легковых таксомоторах, автобусах; водителей наставников; водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы; специалистов по безопасности движения на автомобильном транспорте; в наименования входят и педагогические основы деятельности мастера производственного обучения и совершенствования профессионального мастерства водителей.

Учебное здание площадью 1000 кв. м. располагает девятью классами, где проводятся теоретические и лабораторно-практические занятия. Площадь специально оборудованного, заасфальтированного автодрома составляет 2,2 гектара. Так же РУККАТ располагает наглядными пособиями, тренажерами, макетами автомобильных конструкций — подобная практическая отработка полученной информации играет в познавательном процессе важнейшую роль.

Комбинат постоянно взаимодействует с государственными структурами: с Министерством образования, Южным Управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Центром занятости (по вопросам обучения рабочим специальностям с последующим трудоустройством).

Умелое ведение финансово-хозяйственной деятельности, преодоления инфляции, обеспечивает стабильность, постепенное повышение заработных плат, улучшение материально-технической базы: благоустройство автодрома, обновление парка, приобретение учебных транспортных средств, компьютеров, оргтехники, проведение ремонта здания и др.

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЬСКИХ КАДРОВ

Занятия в учебном комбинате ведут по программам, утвержденным Министерством образования, высококвалифицированные специалисты с немалым стажем, это педагоги и инструкторы: А. Г. Петренко, С. И. Белоусов, М. А. Губатов, Ю. Т. Мякинченко, Д. В. Черниковец, В. С. Осканов, В. Э. Тышлангов и др. Н. А. Филатиков, П. И. Смагин — ветераны комбината, поддерживающие классические традиции воспитания, подготовки кадров.

Используемая преподавательская методика, сочетающая в себе как старые традиции, так и новейшие тенденции, позволяет учащимся адекватно воспринимать, усваивать материал и уже самостоятельно применять его на практике. Безусловно, самым главным является обеспечение безопасности движения, поэтому здесь весьма полезными становятся примеры собственного многолетнего опыта вождения. Преподаватели учат ориентироваться в стандартных и экстренных дорожных ситуациях, настраивают на «водительский ритм», заключающийся в отработке времени реакции, доведения ее до минимальных долей секунд. Причем начинают уже с быстроты самого ответа обучающегося, с его общего ритма жизни, способности смело, не раздумывая, принимать решения, умения прогнозировать ситуацию, концентрировать внимание и т. п. Ведь в управлении транспортным средством очень важен автоматизм, принцип «вижу-делаю».

Наличие собственного автодрома позволяет учащимся отработать весь комплекс упражнений, адаптироваться к машине, дороге и уже подготовленным выезжать на дороги общего использования.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что в комбинате ответственно подходят к проблеме подготовки, переподготовки водителей. Ученик получает комплексный багаж знаний, переплетенный с реальными жизненными примерами и искренним беспокойством за дальнейшую судьбу каждого выпускника.

Развитие новейших информационных технологий помогает не только упорядочить, усовершенствовать саму организацию труда, но и значительно повысить оперативность, улучшить качество преподавания. На уроках в комбинате с помощью проектора, демонстрируется книжная информация о знаках, разметках, моделируются дорожные ситуации, что оживляет аудиторию, дает ей возможность сразу увидеть, как теория действует на практике.

Итак, в 2006 году в РУККАТ по основным и дополнительным видам образовательных услуг было подготовлено 6.780 человек.

ТРАДИЦИИ И НОВШЕСТВА

Одной из полезных традиций РУККАТ стало празднование «Дня автомобилиста» на автодроме по специально подготовленной программе. Цели мероприятия — проверка знаний правил дорожного движения, демонстрация техники инструкторов и всех сотрудников комбината в скоростном маневрировании и др. Соревнование сопровождается всеми атрибутами награждения, подарками.

На базе РУККАТ (совместно с отраслевым научно-методическим центром п. Красково Московской области) создан кабинет «Методического обеспечения учебного процесса», где учащимся предоставляется возможность пользования необходимой и достаточно редкой литературой, пособиями по дополнительным программам, помогающим водителям, специалистам автотранспорта и самим руководителям усовершенствовать свои знания. Список литературы, различных нормативно правовых документов, плакатов, журналов отдела включает в себя более 60 наименований. Происходит регулярное пополнение фонда, планируется создание уголков «Безопасности движения». Это является мощным подспорьем в учебном процессе.

В конце 2006 года в Ростовском учебно-курсовом комбинате автомобильного транспорта была образована секция картинга и собственная «Раллийная школа», руководителем которой стал И. В. Гарагуля. Раллийная команда РУККАТ «Экипаж» уже начала принимать участие в гонках, клубных ралли по Южному Федеральному округу.

Школа, же помимо выполнения своих прямых функций, играет роль своеобразного средства по обеспечению безопасности движения. Ведь автоспорт позволяет совершенствовать водительское мастерство, навык технического обслуживания автомобиля; отрабатывать реакцию, сноровку; он приучает к труду, творческому мышлению, дисциплине; дает возможность выплеснуть эмоции, показать характер не на дорогах общего пользования, где подобные вольности становятся причиной серьезных ДТП, а на специальных раллийных трассах.

Безусловно, успешное развитие любой организации — это, прежде всего, заслуга ее руководителя и сотрудников. Благодаря их профессионализму, Ростовский учебно-курсовой комбинат, вопреки жесткой конкуренции, суровым правилам, диктуемым современными рыночными условиями, смог не только устоять, но и, закрепив свои позиции, продолжает идти вперед. Очень важно, что достижения, преобразования комбината, в первую очередь, являются проявлением заботы о безопасности своих учащихся.

Секрет же благополучного развития РУККАТ, как и любого другого дела, прост: «Каждый человек в сфере своей деятельности должен быть профессионалом. И формула успеха заключается именно в полноценном сотрудничестве лучших из них!»

Пресс-секретарь ФГУ «РУККАТ»

Зайцева Елена

московский журнал «Автошкола профи», № 3-4 март-апрель

Об авторе

Похожие записи

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *