banner

Как зажигают звезды

1-2010-4-b

Ему Сегодня лишь пятнадцать. Но внушительному списку побед этот подростка могут позавидовать куда более взрослые и опытные гонщики. Впрочем, узнав подробности его биографии, понимаешь — по-другому быть и не могло. Может это прозвучит пафосно, но сегодня, кажется, что с самого рождения судьбой ему было уготовано стать именно пилотом. Наш герой — тот редкий индивид, который, прежде чем уверенно начать ходить, уже крутил баранку автомобиля. Да и каким должно было быть детство у мальчишки, отец которого был не только первоклассным гонщиком, но и отличным профессиональным тренером?

Рубен Лукьянович Арутюнов — личность хорошо известная среди ростовских поклонников автоспорта: опытный пилот и прекрасный тренер — и детской команды, под его руководством 12 раз становившейся чемпионом России по автомногоборью, и команды по автокроссу VODITEL61.RU, неизменно занимающей высшие ступени пьедестала почета чемпионата Ростовской области. И можно сколько угодно рассуждать о том, что любовь к машине должна упорно и методично прививаться, — но ведь можно допустить, что она бывает врожденной. И передается человеку вместе с генами, еще до рождения разбавляя его кровь высокооктановым топливом, выстраивая весь организм на особую чувствительность к звуку работающего мотора. Так что не стоит удивляться, что Лукьян Арутюнов уже в девять лет одержал свою первую победу за рулем — а его соперниками были взрослые дяди и парни.

Как все начиналось

20_b— Лукьян, ты помнишь, когда впервые сел за руль карта?

— Мне тогда было три года, год привыкал, а в четыре начал уверенно ездить.

Никто меня не агитировал, просто как-то приехал с моря, а дома меня ждал подарок в виде карта, который папа специально собрал собственными руками. Осваивал его при непосредственном участии отца. А в шесть лет сел за руль учебной «шестерки», хотя перед этим уже получил определенные навыки на отцовской Subaru Impreza. Все начиналось с малого — учился трогаться, крутить руль, по часу переключал передачи. В шесть лет с моими габаритами мне приходилось для выжима сцепления буквально залезать под руль!

— Когда началось приобщение к спорту?

— Сперва было автомногоборье на мини-машинах. Когда папа тренировал ростовскую юниорскую команду мини, я посещал с ним занятия, а когда ребята отправились на этап чемпионата России в Ейск, то я приехал с ними. Так экспромтом, без специальной подготовки в первый раз выступил на соревнованиях по фигурному вождению. Причем, чтобы изучить правила, накануне я целый день занимался теоретической подготовкой. И так случилось, что на «фигурке» я занял первое место.

— Что собой представляли те машины?

— Это компактный автомобиль с двигателем от газонокосилки, который мог максимально разогнаться до 50 км/ч, но при этом необычайно маневренный. Для отработки техники вождения очень неплохой «тренировочный снаряд». Но самый бесценный опыт я приобрел во время совместных тренировок с папой на раллийных трассах, когда еще он сам выступал и брал меня с собой на тренировки. Я ездил с ним и в качестве пассажира, и иногда пересаживался за руль, выслушивая его советы и замечания. Мне было необычайо легко у него учиться — мы с ним всегда общались на одном языке. Несмотря на то, что в процессе изучения гоночной науки случались беседы на высоких тонах, по большому счету папа никогда меня не обижал. И тем самым не отбил охоту к вождению. И очень важно, что он научил меня бережно относится к технике. Если есть малейшая возможность поберечь ее, то я это делаю. Приходится задумываться наперед, что на конкретной машине нужно будет выиграть, например, не только полуфинал — она должна также благополучно выдержать и финальный заезд. Особенно много в этом смысле мне пришлось поупражняться с коробкой передач, чтобы не рвать сцепление на старте, а разгоняться хотя и быстро, но равномерно.

light-star-02

Пришел, увидел, победил

В 2009 году Лукьян дебютировал в чемпионате Ростовской области по автокроссу в классе «Ока-Юниор». Дерзкий дебютант завоевал первое место — при том, что он был самым младшим по возрасту участником того чемпионата. В последующие два года Арутюнов еще раз становился абсолютным чемпионом, а в другом сезоне привез в копилку коллектива VODITEL61.RU серебро. И наверное, почувствовал, что в рамках областных соревнований ему уже тесно. В нынешнем сезоне юный чемпион решил проверить собственные силы в соревнованиях более высокого уровня — на первенстве России. Конечно, после одобрения инициативы своим «тренерским штабом», который возглавляет маститый зубр автокросса Михаил Губатов — неоднократный победитель областного чемпионата, пилот и тренер команды РУКК АТ.

Конечно, опасения были — а куда без них? Но результат, что называется превзошел все ожидания. По сумме очков всех этапов Лукьян становится вторым, уступив лишь очень талантливому и сильному пилоту из Ульянова Егору Санину, выступающему на гоночной уже девять лет. Тем более что порой причиной, помешавший выиграть очередной этап, становился технически фактор. Как, например, произошло в Бугульме, когда при прохождении очередного виража «Ока» Арутюнова потеряла заднее колесо. И что вы думаете? Парень на оставшихся трех не только до финиша — он пропустил вперед всего двух соперников. Случались и ошибки с выбором резины. Там же, в Татарстане, машину Лукьяна переобули в гравийные покрышки, в то время как трасса была основательно промочена дождем. В итоге он остался далеко за чертой призеров.

061-bМы поинтересовались: на сколько — по его ощущениям — велика разница между нашим ростовским чемпионатом и всероссийским первенством?

— Это совершенно другой уровень, — говорит юный чемпион. — Другая организация проведения гонок, большее количество пилотов. Но, конечно, самое главное — гораздо более высокий класс участников. Откровенно слабых спортсменов та нет.

На традиционный вопрос о планах на будущее Лукьян ответил, что уже готов к переходу в класс переднеприводных ВАЗов Д2Н, но уж очень не хочется покидать юниорскую группу, не став в ней сильнейшим. А поскольку время на раздумье еще есть, этот вопрос остается открытым. И при этом заверил нас, что в любом случае с автоспортом расставаться не собирается. «Мне кажется, все только начинается», — улыбнулся он нам на прощение.

Вячеслав Ишкильдин, газета «За рулем», № 21, ноябрь 2012 г.

Об авторе

Похожие записи

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *