banner

Дорожный мастер

drm

В очередной раз в Ростове-на-Дону состоялся городской конкурс на лучшего инструктора по обучению вождению автомобиля. Привыкшие обучать, инструкторы на этот раз сами экзаменовались на знание ПДД и скоростное маневрирование. В результате лучшим в этапе ПДД стал представитель РУКК АТ Александр Григорьевич Петренко.

Мы воспользовались возможностью поучиться у одного из лучших инструкторов города. Александр Григорьевич рассказал, как сделать таксиста из 70-летней старушки, почему так важно найти свой подход к каждому ученику и как не ошибиться с выбором инструктора.

— Скажите, хорошо водить машину можно научить любого человека?

— Да. Если этот человек прошел необходимую медкомиссию и сам имеет желание научиться. Дальше уже все дело в преподавателе.

— Сколько лет вы преподаете?

— С 1979 года. После армии окончил училище, получил высшее образование и стал заниматься обучением. А сколько учеников за эти 32 года было, даже примерно представить не могу. Я, кстати, с некоторыми уже после обучения встречаюсь. Иногда они даже моими друзьями становятся. Вот недавно к сыну на свадьбу приезжали мои бывшие ученики. Они еще в начале 1980-х у меня обучались. А бывало и так, что учил когда-то человека, а теперь уже его сына или дочь. Так что через меня прошли целые поколения.

— Александр Григорьевич, обучаться, я так понимаю, можно с 18 лет. Раньше все равно смысла нет: водительского удостоверения не дадут. А самого пожилого своего ученика помните?

— Да. Причем это была женщина. 1932 года рождения. У нее муж умер, а после него осталась машина. Она ее водить не умела. Но решила не продавать, а пойти учиться. И попала ко мне. Причем, я помню, она мне говорит: «Александр Григорьевич, ты меня научи первой передаче и как заднюю включать, а больше мне и не надо». Я говорю: «Вера Васильевна, я так не могу. Давайте мы либо как надо полностью обучение пройдем, либо идите к кому-нибудь другому». Но она — женщина старой закалки. Боевая. «Учи, — говорит, — раз надо». Ну и научил я ее так, что она теперь таксует на своем автомобиле.

— Серьезно?

— Абсолютно. Не могу сказать, что она на лету все схватывала. Всякое бывало. Но она очень ответственно подходила к занятиям, и постепенно у нее стало все хорошо получаться.

— Вообще, скажите, кого легче научить — молодых или уже пожилых, женщин или мужчин?

— Конечно, у молодых реакция лучше, они быстрее схватывают. Но у пожилых тоже свои преимущества есть: усидчивость, собранность. Я стараюсь к каждому человеку свой подход найти и уже от этого отталкиваться. Хотя могу сказать, что мне приятнее и интереснее работать с женщинами.

— С молодыми девушками?

— Ну, не только. Есть девушки молодые, есть девушки постарше. Просто в последнее время среди них все больше желающих сесть за руль. А у меня как-то лучше получается ^именно с женщинами найти общий язык.

— А обучать лучше с нуля или когда человек уже что-то умеет?

— Лучше с нуля, конечно. Сломать сложившиеся стереотипы, переучить сложнее, чем научить человека, который в первый раз машину видит. Так бывает, когда у человека уже есть права и он приходит на дополнительные занятия. И становится сразу видно, чему его научили, а чему не научили вообще. Но еще хуже, если научили неправильно.

— Скажите, сейчас уровень вождения стал хуже по сравнению с советскими временами?

— Думаю, да. И это чревато последствиями. Главная учеба начинается, когда человек сам начинает водить без помощи и подсказок. Но к этому моменту нужно быть готовым. Лучше ведь с инструктором всему научиться, чем самому шишки набивать. Хорошо, если еще только шишки. У нас же сколько народу гибнет из-за этого! Человека надо выпустить на дорогу, чтобы он просто совершенствовал те навыки, которые ему уже даны.

А сейчас некоторые покупают права, совсем не обучаясь. Я вот только не пойму, сами люди о чем думают, когда права покупают? О том, что они себе еще одну жизнь купить смогут, что ли?

Мое мнение, что в правах нужно писать, в какой автошколе учился водитель и кто был его инструктором. Чтобы это была отметина на всю жизнь. Тогда и степень ответственности будет совсем другая.

— А бывало, что вы отказывались работать с каким-то учеником? Разные ж люди бывают: не можете найти общий язык — и все тут.

— Люди, конечно, разные. Но в том-то профессионализм инструктора и заключается, чтобы к любому человеку подход найти. Сейчас вообще уровень подготовки инструкторов очень невысокий. Люди думают, что если они могут водить, то и научить они могут легко. Это большое заблуждение. Нужно не просто знаниями владеть, но и уметь их передать. Кому-то терпения не хватает. Кому-то слов. Кому-то понимания педагогики и психологии. Нюансов много. Закричишь на ученика, у него боязнь появится, он паниковать начнет, истерить. Поэтому кричать ни в коем случае нельзя. Нужно менять интонацию в голосе, чтобы выделить важные моменты. Нужно быть строгим, но справедливым. И всегда объяснять, почему так, а не иначе.

— Помимо правил официальных на дороге есть еще негласные правила и множество всяких секретов. Как поблагодарить другого водителя на дороге, например. Вы этому обучаете?

— Конечно. Основной принцип профессионального водителя: старайся, чтобы из-за тебя не было плохо другим, и помогай тому, кому тяжело, кто учится. Не сигналь зря. От этого человек может только засуетиться, сделать ошибку. Отнесись к нему с пониманием. Ты ведь тоже когда-то был таким. Уважай другого водителя.

Мы, конечно, стараемся все это донести и научить каким-то негласным правилам. Например, едет тебе навстречу машина и слепит тебя фарам и, тогда нужно мигнуть фарами, чтобы он понял и переключил свет на ближний. А что делать, если слепит в зеркала тот, кто едет сзади?

— Я, кстати, не знаю.

— А нужно несколько раз ритмично коснуться педали тормоза, чтобы задние огни показали этому водителю, что он что-то делает не так. И таких нюансов достаточно много.

— Скажите, как не ошибиться с выбором инструктора?

— Поговорите с теми, кто уже учился у этого человека. Выслушайте их мнение. Соберите рекомендации. На первом уроке посмотрите, что к чему: насколько инструктор организован и компетентен, как отвечает на вопросы. Если это монотонное пережевывание, если человек неохотно, неполно и шаблонно отвечает на вопросы, то лучше от такого инструктора отказаться. А то мне несколько раз ученики, которые у кого-то учились, говорят, что им просто книжечку давали и говорили: «Вы почитайте, а потом я приду и спрошу». Ну, это никуда не годится. Или сажают человека за руль без подготовки, и он сразу попадает в стрессовую ситуацию, а потом уже боится вообще к автомобилю подходить. Таких примеров много.

У меня тоже, бывает, нервы начинают сдавать, когда сто раз говоришь ученику что и как, а он все равно делает по-своему. Но я в этот момент всегда говорю себе: ты сейчас махнешь рукой на этого ученика (экзамен он все равно сдаст), но потом через какое-то время он же в тебя или твоих детей на дороге и врежется. Это сразу охлаждает. И тогда я говорю: «Ну-ка давай еще раз повторим то, что у тебя не получается». И на сто первый раз все выходит, как надо.

Дмитрий Киричук, журнал «АЭРОФЛОТ ДОН»,

декабрь 2008-январь 2009 г.

Об авторе

Похожие записи

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *