banner
Рекомендации водителю при совершении дорожно-транспортного происшествия

Рекомендации водителю при совершении дорожно-транспортного происшествия

1. В случае дорожно-транспортного происшествия необходимо остановить транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями п. 7.2 Правил дорожного движения РФ.

2. В случае если кто-то из участников ДТП получил телесные повреждения необходимо принять меры для оказания помощи потерпевшим, вызвать «Скорую помощь», в экстренных случаях отправить потерпевших в лечебное учреждение на попутном транспорте.

3.Сообщить о случившемся ДТП в милицию, ГАИ, записать фамилии и адреса очевидцев происшествия.

4. C помощью фотосъемки (хотя бы на камеру сотового телефона) зафиксировать следы ДТП (повреждения на автомобилях, осыпь осколков стекла, грунта, следы торможения, расположение автомобилей участников ДТП на месте происшествия и т.д.).

5. Узнать номера страховых полисов, наименование, телефон и адрес страховой компании каждого участника ДТП.

6. Сообщить о ДТП в свою страховую компанию, вызвать ее представителя (аварийного комиссара) на место ДТП.

7. Необходимо оформить извещение о дорожно-транспортном происшествии, бланки которого выдаются страховой компании вместе с полисом ОСАГО. При ДТП с двумя автомобилями водители заполняют бланк извещения и его копию одного из водителей (каждый свою часть бланка) и подписывают их. При повреждении более двух автомобилей в ДТП, наличии противоречий в оценке обстоятельств ДТП, каждый водитель заполняет свой бланк извещения, который предъявляет в страховую компанию виновного водителя. При этом возможно заполнение каждым водителем своего бланка извещения с указанием причины невозможности совместного заполнения извещения о ДТП.

8. После оформления происшествия сотрудниками ГАИ, необходимо получить справку о ДТП, протокол об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении либо их копии, заверенные печатью ОВД или подразделения ГАИ, производившего сбор материала о ДТП. Потребовать от сотрудников ГАИ вписать данные очевидцев ДТП в протокол об административном правонарушении и в извещение о ДТП, зафиксировать свои доводы о невиновности в протоколе (если протокол составлен в отношении ВАС и вы не согласны с данным решением сотрудников ГАИ), дать письменные объяснения по обстоятельствам ДТП либо отказаться от них в соответствии с положениями ст. 51 Конституции РФ.

9. При обращении в страховую компанию виновного водителя необходимо получить расписку о приеме документов ГАИ сотрудниками страховой компании, номер страхового дела, после чего добиваться выплаты страхового возмещения.

Список обстоятельств, которые должны быть отражены в объяснении водителя по обстоятельствамдорожно-транспортного происшествия

1. Место, где произошло ДТП, техническое состояние транспортного средства (исправно, неисправно), направление и скорость его движения.

2. Указать каким образом располагалось (двигалось) транспортное средство непосредственно перед ДТП по проезжей части (при наличии разметки — в какой полосе, при ее отсутствии или невозможности ее видеть — в метрах от правого (левого) края проезжей части).

3. Время суток, видимость вперед проезжей части в метрах.

4. Метеорологические условия и состояние дороги (сухая, мокрая, гололед).

5. Наличие дорожных знаков и разметки в месте происшествия.

6. Наличие груза в автомобиле и расположение пассажиров.

7. Наличие попутного и встречного транспорта.

8. Видимость препятствия (когда, на каком расстоянии обнаружил его).

9. Действия по предотвращению происшествия (торможение, маневр, изменение направления движения и т.д.).

Наезд на пешехода

Если Вы совершили наезд на пешехода, то помимо вышеперечисленного рекомендуется отразить в объяснении следующие обстоятельства:

  • какое было расстояние до пешехода в момент его обнаружения на проезжей части;
  • где пешеход пересекал проезжую часть на пешеходном переходе или нет;
  • направление движения пешехода относительно траектории движения автомобиля (слева направо, справа налево, под прямым углом к проезжей части или под углом, во встречном или попутном направлении);
  • характер движения пешехода (шаг, бег);
  • темп движения пешехода (медленный, спокойный, быстрый);
  • наличие либо отсутствие каких-либо препятствий (автомобиля, павильона остановки, деревьев, зеленых насаждений и т.д.), ограничивающих водителю видимость пешехода, расстояние и интервал до них в момент появления из-за них пешехода;

Факторы, влияющие на решение о невиновности

Материалы административной, следственной и судебной практики по делам о дорожно-транспортных происшествиях свидетельствуют о том, что наиболее распространенными факторами, влияющими на принятие решения о виновности или невиновности в ДТП, являются следующие:

1. Недостатки в осмотре места происшествия и транспортного средства, который проводился либо в отсутствии водителя, который во время осмотра находится в лечебном учреждении либо водитель, не обращал внимание на замеры производимые сотрудниками ГАИ при составлении схемы ДТП, и подписывает схему ДТП в кабинете работника ГАИ уже после ее составления.

2. Всевозможные последствия ДТП, в т.ч. стрессовое состояние водителя, в силу которого он зачастую не знает, какое объяснение он дает и что он подписывает.

3. Юридическая неосведомленность водителя и его неграмотность в вопросах доказывания обстоятельств ДТП.

4. Действия заинтересованных лиц — виновных в ДТП, стремящихся любыми путями уйти от ответственности и избежать возмещения причиненного материального ущерба.

5. Действия заинтересованных должностных лиц, которые, проявляя недобросовестность, преследуют свои цели, весьма далекие от установления истины.

В связи с этим важно:

  • помнить о своем конституционном праве не свидетельствовать против себя и своих родственников — ст. 51 Конституции РФ;
  • оставить попытки немедленно объясняться с сотрудниками ГАИ, а лучше обратитесь за квалифицированной юридической помощью;
  • участникам ДТП, их родственникам целесообразно фотографировать место ДТП, его элементы, расположение автомобилей и повреждения на них, поскольку зачастую это имеет определяющее значение для установления объективной истины;
  • чтобы участник ДТП своевременно установил очевидцев, указал их координаты в своем первоначальном объяснении и добился, чтобы они были занесены в протокол, либо впоследствии принял меры к установлению свидетелей (распечатка объявлений на АЗС, подъездах домов в районе места ДТП, публикация объявлений в прессе).

Административная и уголовная ответственности

За нарушение Правил дорожного движения РФ, в зависимости от последствий дорожно-транспортного происшествия водитель несет административную или уголовную ответственность. Административная ответственность наступает в том случае, если в результате дорожно-транспортного происшествия причинен материальный ущерб или телесные повреждения, повлекшие за собой легкий или средней тяжести вред здоровью.

Уголовная ответственность наступает, если в результате дорожно-транспортного происшествия причинен тяжкий вред здоровью либо наступила смерть человека.

Возмещение ущерба

Возмещению в случае ДТП подлежит как материальный (имущественный) ущерб (причиненный транспортному средству, зданиям сооружениям, другому имуществу), так и моральный (физический) вред.

Материальный ущерб заключается в уменьшении объема имущественных благ гражданина, предприятия или организации. Физический вред выражается в причинении вреда здоровью потерпевшего. Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания (вред здоровью). Материальный ущерб складывается из стоимости работ по устранению механических повреждений, которые получил автомобиль в результате ДТП, величины дополнительной утраты товарной стоимости (если автомобиль находится в эксплуатации не более 5 лет и его износ не превышает 40%), и иных затрат (услуги эвакуатора, расходы на проведение экспертиз, услуги эксперта-оценщика).

Как правило, если виновник ДТП застраховал свою гражданскую ответственность и имеет на руках действующий на момент ДТП полис обязательного страхования автогражданской ответственности, выплаты потерпевшим в пределах установленных законом сумм будет производить его страховая компания. На сегодняшний день лимит ответственности страховой компании по одному страховому случаю составляет 400 тыс. рублей из них: 240 тыс. рублей при причинении вреда жизни или здоровью нескольких потерпевших и не более 160 тыс. рублей при причинении вреда жизни или здоровью одного потерпевшего; 160 тыс. рублей при причинении вреда имуществу нескольких потерпевших и не более 120 тыс. рублей при причинении вреда имуществу одного потерпевшего. Страховая выплата по каждому страховому случаю не может превышать величину установленной страховой суммы.

Моральный вред заключается в нравственных переживаниях, выразившихся в перенесении физической боли, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья. Также он может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы. Моральный вред и упущенная выгода страховой компанией не возмещаются. Для получения их возмещения, а также в случае, если размер причиненного ущерба превышает лимит ответственности страховщика, эти требования могут быть заявлены в судебном порядке путем обращения пострадавшим в результате ДТП в суд с исковым заявлением к виновному лицу о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда. Согласно ст. 1072 Гражданского Кодекса РФ юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего, в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

Автомобиль, как транспортное средство, является источником повышенной опасности. В соответствии с действующим законодательством ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности несет его владелец, под которым надо понимать организацию или гражданина, осуществляющих эксплуатацию источника повышенной опасности в силу принадлежащего им права собственности, права хозяйственного ведения, права оперативного управления либо по другим основаниям (по договору аренды, доверенности на управление транспортным средством).

При этом необходимо знать, что:

1. Лицо, управляющее транспортным средством в силу трудовых отношений с владельцем источника повышенной опасности (водитель), не признается владельцем источника повышенной опасности и не несет ответственности за вред причиненный потерпевшему.

2. Владелец транспортного средства не отвечает за вред, причиненный источником повышенной опасности в том случае, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц (угон автомобиля).

3. Если владение или пользование автомобилем осуществляется на основании договора аренды транспортного средства с водителем или экипажем, ответственность несет собственник-арендодатель, а не владелец арендатор.

4. Вред, причиненный транспортным средством, за рулем которого находился ученик, возмещается владельцем транспортного средства (преподавателем — частным предпринимателем, автошколой).

5. Собственник автомобиля, который передал управление автомобилем другому водителю без надлежащего оформления и при этом находился в автомобиле в качестве пассажира, также несет ответственность за причинение вреда. При наличии в действиях водителя состава правонарушения (преступления) собственник автомобиля, возместивший ущерб, вправе предъявить регрессный иск.

Документы для подачи иска о компенсации ущерба

Список документов необходимых для обращения в суд с исковым заявлением о компенсации материального ущерба:

1. Документ, подтверждающий право собственности на поврежденное имущество (копии паспорта транспортного средства, свидетельства о регистрации транспортного средства).

2. Заключение эксперта-оценщика, документы, подтверждающие оплату услуг эксперта-оценщика.

3. Документы, подтверждающие оплату услуг по эвакуации аварийного автомобиля от места ДТП до места ремонта или хранения.

4. Документы, подтверждающие оплату и оказание услуг по хранению аварийного автомобиля до проведения осмотра страховщиком или проведения экспертизы экспертом-оценщиком.

Возмещение ущерба страховыми компаниями

Возмещение ущерба страховыми компаниями производится на основании Федерального закона от 25.04.2002 года «Об обязательном страховании автогражданской ответственности владельцев транспортных средств». Однако, практика применения закона свидетельствует, что он действует в интересах страховых компаний, а не автовладельцев. На сегодняшний день работники страховых компаний преследуют в своей деятельности лишь одну цель — выплатить, как можно меньше денег пострадавшему либо продлить сроки выплат. Страховая компания платит только тогда, когда они не могут не платить, поскольку если страховая компания будет платить во всех случаях, то она быстро разориться.

В соответствии с Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 263 от 7.05.03 года потерпевший при предъявлении требования о страховой выплате потерпевший на момент подачи заявления о страховой выплате прилагает к заявлению:

  • справку о дорожно-транспортном происшествии, выданную органом милиции, отвечающим за безопасность дорожного движения, по форме;
  • извещение о дорожно-транспортном происшествии (если оно заполнялось потерпевшим);
  • копии протокола об административном правонарушении;
  • постановление по делу об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;
  • в зависимости от вида причиненного вреда потерпевший представляет документы, предусмотренные п. 51, 53-56и (или) 61 Правил.

Важно, чтобы документы из ГАИ были заверены круглой печатью, включая ксерокопии протокола и постановления. После того, как будут собраны документы из ГАИ, необходимо обратиться на прием к специалисту в Центр урегулирования убытков страховой компании виновного водителя, где заполняется заявление о страховой выплате.

Не следует преждевременно обращаться к экспертам-оценщикам для проведения осмотра и составления калькуляции затрат на ремонт поврежденного автомобиля. Сначала следует предоставить поврежденный автомобиль для осмотра и составления калькуляции страховой компании, и лишь в том случае, если Вы не согласны с суммой оценки, следует обратиться к независимому оценщику. Следует также помнить, что страховая компания не должна отремонтировать автомобиль, или дать столько средств, сколько необходимо на восстановительный ремонт. Страховая компания выплачивает компенсацию лишь в размере стоимости восстановительного ремонта за вычетом износа деталей. Кроме того, определение ущерба путем предоставления платежных документов, подтверждающих оплату за ремонт автомобиля (определение ущерба по фактическим затратам), законом «Об обязательном страховании» не предусмотрено, поэтому разница между стоимостью восстановительного ремонта с учетом износа автомобиля и фактическими затратами на его восстановление взыскивается в судебном порядке с виновника дорожно-транспортного происшествия.

Информацию для данного раздела предоставила Адвокатская Палата Ростовской области, Ростовская Областная коллегия адвокатов, филиал «Юридическая фирма Гарант».