banner

Автомобильная Академия

011-b

В ЗОНЕ ПОВЫШЕННОГО РИСКА

Вчерашние пешеходы, получившие права и впервые самостоятельно выезжающие на перегруженные городские улицы, сродни летчикам-испытателям. С той разницей, что для одних это испытание техники, а для других — испытание себя. Но и те и другие оказываются в зоне повышенной опасности для жизни, причем не только собственной. И шансы на успех, естественно, всегда выше у того, кто имеет лучшую подготовку.

КОЛИЧЕСТВО И КАЧЕСТВО

К выбору учебного заведения, определяющего будущую профессию, большинство из нас относится весьма щепетильно. Но почему-то проявляют странное легкомыслие, решив овладеть водительским мастерством в первом же учебном центре.

Сегодня в Ростове более 40 учебных заведений занимаются подготовкой водителей, но только два из них имеют специализированные автодромы и совсем немногие — собственные оборудованные классы. Остальные, видимо, учат своих подопечных «плавать без воды».

Хотя не все так безрадостно — сохранились в донской столице и учебные центры, по-прежнему предлагающие своим слушателям классическое базовое образование. В их числе Ростовский учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта, занимающийся подготовкой водителей уже более 70 лет.

Не вдаваясь в размышления по поводу роли личности в истории, скажем: успехами за последнюю пятилетку РУКК во многом обязан своему руководителю — когда предприятие возглавляет человек не просто увлеченный своим делом, но знающий о секретах правильного вождения практически все, высокий результат закономерен. Рубен Лукьянович Арутюнов — фигура, хорошо известная ростовским поклонникам автоспорта. Для него — в недавнем прошлом тренера юношеской автомобильной спортивной школы, восемь раз приводившего своих подопечных к победе на российских чемпионатах; действующего спортсмена-гонщика, пилота раллийной команды «Экипаж» -одним из мотивов перехода в 2003 году на эту работу как раз и явилось массовое открытие в городе частных автошкол, главный принцип которых: «меньше затрат, больше прибыли». Ожидать при таком подходе сколько-нибудь приличного уровня подготовки, конечно, не приходится. Но кто-то же должен давать не только документ об образовании, но и знания!

ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД

На вопрос, какое влияние оказывает его спортивное прошлое на педагогическое настоящее, Рубен Лукьянович отвечает: «В большом автоспорте известные автомобильные фирмы обкатывают новые технические решения, наиболее удачные из них впоследствии переносятся на серийные модели. Так и здесь: определенные спортивные приемы, обкатанные на трассах, формируются в методики, по которым обучаются наши ученики».

Немалую роль в достижении успешного результата играют профессиональный уровень и авторитет самого учителя. Все инструкторы, конечно, имеют среднетехническое или высшее образование, но стремление к постоянному самосовершенствованию и педагогический талант. В РУКК приветствуется творческий подход преподавателей к учебному процессу, который не ограничивается начитыванием методической литературы. Будущим водителям в комбинате не только прививают навыки управления автомобилем, но и учат анализировать ситуацию на дороге и быстро принимать правильное решение в экстремальных условиях.

ОБШИРНЫЙ ВЫБОР

В девяти классах учебного корпуса РУКК проходят профессиональную подготовку и переподготовку водители транспортных средств категорий В, С, D и Е. Существует и внушительный перечень дополнительных услуг, в том числе довольно необычных для типовой автошколы: подготовка водителей к работе на автомобилях с газовым оборудованием, легковых такси, автотранспорте, перевозящем опасные грузы; водителей трамвая и троллейбуса, специалистов по безопасности движения на автомобильном транспорте, владеющих основами знаний мастера производственного обучения.

В тренажерном зале помимо стареньких комплектов, имитирующих рабочее место ЗИЛ-130, есть новенький автоматизированный компьютерный тренажер АТК-з, на котором осваивают навыки безопасных приемов вождения будущие водители легковых автомобилей. В конструкции этого устройства имеются все органы управления обычной машиной, а компьютерная программа на экране воспроизводит различные варианты дорожных ситуаций. Курсанты, сидя за монитором, осваивают технические тонкости старта на подъеме, пересекают перекрестки и учатся грамотно совершать обгоны. Компьютер же фиксирует и подвергает анализу действия водителя.

Закрепить эти знания на практике предстоит на автодроме площадью более двух гектаров, который похож на небольшой городок. Здесь все «по-взрослому»: дороги со знаками и разметкой — как в обычном населенном пункте. Курсанты за рулем учебной машины оттачивают водительские навыки на автодроме в отличие от своих коллег, которым боевое крещение приходится проходить в экстремальных городских условиях.

В СПОРАХ РОЖДАЕТСЯ ИСТИНА

Конкурс профессионального мастерства среди инструкторов по вождению, состоявшийся прошлой осенью в Ростове-на-Дону, бесстрастно расставил все по своим местам. То, что из всех лицензированных учебных заведений по подготовке водителей на соревнования прибыли представители только восьми, — грустный факт. Остальным, видимо, продемонстрировать нечего.

Инструкторы РУКК AT вошли в число призеров, что неудивительно: увлеченный своим делом профессионал всегда имеет больше шансов на победу, нежели специалист, относящийся к своей работе только как к ремеслу, приносящему доход. А целый коллектив профессионалов, объединенных одной задачей и имеющих условия для самореализации, — это команда, у которой есть все слагаемые для достижения успеха.

Ежегодно более 7000 воспитанников Ростовского учебного курсового комбината автомобильного транспорта — водителей, прошедших здесь подготовку или переподготовку, — садятся за руль и становятся нашими коллегами на дорогах. Именно коллегами, ведь секреты вождения им преподавали настоящие мастера своего дела, а не случайные люди…

Вячеслав ИШКИЛЬДИН, газета «За рулем», №5 март 2008 г.

Об авторе

Похожие записи

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *